Воспитатель года - 2016

Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности

на  городской конкурс «Воспитатель года» - 2016
воспитателя  первой квалификационной категории
Мухаметшиной Ирины Николаевны

                                       


Аннотация
Деятельность любого педагога в первую очередь регламентируется нормативно-правовыми документами различного уровня. Наиболее значительные изменения последних лет связаны с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет структуру и условия реализации образовательной программы дошкольного образования. Там же определены целевые ориентиры – физические, личностные и интеллектуальные качества, определяющие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 
К приоритетному направлению деятельности  Учреждения относится обеспечение  познавательно-речевого развития воспитанников. В речевом развитии дошкольников педагогический коллектив выделяет три основных направления: связная правильная речь, речетворчество и диалог.
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Работа в этом направлении направлена на стимулирование любознательности и развитие умений элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Фундаментом умственного развития ребенка признаются сенсорное воспитание и ориентировка в окружающем мире.


Введение
Работа по социально-коммуникативному развитию детей одна из основных задач ФГОС дошкольного образования - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В создание воспитательной системы Учреждения положен  теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка.  Методологические позиции педагогической деятельности определены с учетом:
положений культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, др). Согласно принципу «единства деятельности, сознания и личности» развитие личности ребенка, его сознания происходит в деятельности. При этом в сознании ребенка формируется «детская картина мира», при овладении деятельностью он создает «детскую субкультуру»;
положений личностно-деятельностного подхода, согласно которым развитие личности дошкольника есть развитие его игровой деятельности как ведущей, в ней происходит процесс воспитания, социального и личностного становления.
По мнению Л.С. Выготского,  важнейшим фактором развития  является общение.  Коммуникативный компонент  включает формирование навыков устной речи и речевого общения  на основе овладения языком своего народа. При этом овладение языковыми средствами:  лексикой, звуковой культурой, грамматическим строем, развитие связной речи  не самоцель, а составляющая развития конструктивных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные тезисы  совместной деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и    дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В этой работе анализируется деятельность автора по решению проблемы – обеспечение системы условий ДОУ способствующих социально-коммуникативному развитию, в частности формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста.
 Цель: создание цикла мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений посредством формирования культуры поведения у дошкольников.  
В работе была использована методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста Л. М. Шипициной «Азбука общения».

Основная часть
В МАДОУ – детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства»  автор работает семь лет, стаж педагогической работы 10 лет. В данный момент воспитанниками группы являются дети 5-6 лет. В группе 16 девочек и 10 мальчиков. Дети группы очень любознательные, с большим удовольствием узнают новое, стараются найти информацию самостоятельно. Им очень нравится заниматься рисованием, конструированием и аппликацией.
В своей педагогической деятельности автор использует современные педагогические технологии, реализующие принцип активного вовлечения ребенка в различные виды деятельности:
социоигровая технология, направлена на развитие коммуникативности у детей, доброжелательного отношения между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности, творческих способностей;
метод проектов - ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени, предоставляет возможность учить самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем. Данную технологию широко использует при ознакомлении детей с окружающей действительностью: знакомство с трудом взрослых, ознакомление с событиями общественной жизни.
За текущий период  были реализованы следующие проекты:
«Юные защитники Отечества»  2012г.;
«8 марта»  2012г.;
«День космонавтики» 2013г.;
«В стране вежливых слов» 2014г.;
«Знакомство с книгой» 2015-2016 уч. г.;
здоровьесберегающие технологии (организация оптимального двигательного режима и сохранение здоровья воспитанников), организация и проведение совместно с родителями (законными представителями) воспитанников развлечений и мероприятий оздоровительного характера, что ведет к стабильному снижению показателей по простудным заболеваниям (ежегодное снижение на 2,3 %) и повышает результативность воспитательно-образовательного процесса;  
информационно-коммуникационные технологии:
создание презентаций, буклетов, листовок, тематических электронных презентаций,  интерактивного наглядного материала, учебных видеофильмов для успешного взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями);
систематическое оформление и обновление наглядной информации для родительских уголков и стендов детского сада;
ведение страницы сайта группы;
технология проблемного обучения позволяет приобщать детей к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Дети учатся мыслить, творчески усваивать знания. Данную технологию автор  широко применяет в экспериментальной деятельности детей, интегрируя во все образовательные области;
технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт). Ее суть состоит в конструировании единого процесса социализации.
Большую роль в своей деятельности  педагог уделяет накоплению и обогащению социально-коммуникативного опыта детей.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит становление базовых свойств  личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Для решения этих задач автором  был разработан цикл мероприятий по формированию культуры поведения в дошкольном возрасте. В основе данного цикла лежит методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста Л. М. Шипициной  «Азбука общения»,  который реализуется в центре «Азбука общения» во второй половине дня, 1 раз в неделю.
Работа по данному циклу строится на знакомстве детей с различными этическими нормами через произведения художественной литературы, произведения искусства, беседы, организацию проблемных ситуаций.  Большое внимание уделяется обогащению социального опыта детей и при организации непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни и в индивидуальной работе. Для этого используются «Общительные сказки» и «Добрые сказки» Шорыгиной Т.А., которые позволяют воспитанникам осознавать и принимать нормы поведения, давать оценки своим поступкам, рассуждать о моральных ценностях, самостоятельно принимать верные решения в нестандартных ситуациях. Так же организуется, деятельность по развитию словотворчества детей, в ходе, которой вместе с детьми придумываются сказки по различным проблемным ситуациям. По ходу придумывания сказки совместно с детьми находим выход (несколько выходов) из сложившейся ситуации. Данный цикл мероприятий направлен на обогащение у детей представлений о людях, взаимоотношениях,  формирование умений прочитывать эмоции в мимике и жестах,  освоение культуры общения со взрослыми и с детьми, углубление представлений о семье, родственных отношениях, воспитание проявления доброжелательных чувств к близким и животным, обогащение речи вежливыми словами, высказываниями. В группе расположены иллюстрации, фотографии с изображением человеческих эмоций, мимики, жестов и т.д.
Работа по социально-коммуникативному развитию помогает ребёнку к концу дошкольного возраста проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий, проявлять инициативу в разных видах деятельности, владеть навыками самообслуживания, самостоятельно использовать личное время.
Содержание выстроено в соответствии с реализацией задач развития игровой и трудовой деятельности детей (общественно-полезный труд, самообслуживание, труд, связанный с выполнением поручений, поощрение инициативы и самостоятельности),  в процессе которой дети овладевают:
первичными представлениями о мире людей, нормах взаимоотношений и речевого взаимодействия в соответствии с темами: люди (взрослые и дети), семья, детский сад, отношение ребенка к себе;
первичными представлениями о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
осваивают и  принимают правила безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах и знаний правил безопасного поведения в быту, в природе, в обществе.
Оценка результатов педагогической деятельности основывается на системе мониторинга уровня освоения основной образовательной программы дошкольного образования, включающий  педагогические наблюдения (в течение учебного года). Анализ результатов деятельности показывает, что отмечается положительная динамика развития детей. За текущий период изменились взаимоотношения между детьми: дети стали дружелюбнее, уменьшилось количество конфликтов, стали терпимее к высказываниям точки зрения друг друга, научились планировать свою работу в микрогруппе.
По результатам системы мониторинга основной образовательной программы дошкольного образования, которая выстроена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др., уровень социально-коммуникативного развития воспитанников  значительно повысился:
сформированность навыков культуры общения: 46% - 2013г., 85% - 2015г.;
сформированность навыков культуры деятельности: 33% - 2013г., 76% - 2015г.
К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности и т.д.
Одним из важнейших направлений  является работа с родителями (законными представителями). В данную работу включаются не только мероприятия с детьми, но и различные формы работы с родителями (законными представителями). Такие мероприятия всегда имеют большой эмоциональный отклик, как со стороны детей, так и родителей, что создает эффект «совместного проживания», обогащает опыт всех участников воспитательно-образовательного процесса. 
Главными задачами во взаимодействии с родителями (законными представителями) являются:
установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
создание атмосферы общности интересов.
В работе с родителями использовались следующие формы работы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, оформление информационных стендов и папок-передвижек для создания информационной среды, максимально отвечающей потребностям семьи, консультации, изготовление брошюр, буклетов, ведение странички группы на сайте Учреждения (размещение  актуальной информации, фотоотчеты о прошедших праздниках, выставках, конкурсах, методические рекомендации для родителей).  
В группе проводились совместные мероприятия: практические занятия, совместное творчество детей и родителей (инсценировки сказок, проведение совместных праздников и развлечений). Родители охотно откликаются на инициативные предложения, с интересом относятся к жизни детей в группе, участвуют в мероприятиях Учреждения.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, мы влияем на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.
При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания по познавательному развитию детей, развивать креативные способности. 
 Именно через консультации у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
На данный момент более 83 % родителей стали активными участниками образовательного процесса. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной теме.
Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя, выдвигают свои предложения. Родители являются активными участниками образовательного процесса, которые помогают организовывать совместные мероприятия: конкурс книжек-малышек, рисунков, акции «Поздравление ветерану», участвовали в изготовлении наглядного материала, атрибутов для оформления центра «Музыкально-театрализованной деятельности».
Опыт работы по данной теме был обобщен   в статье  по теме: «Система работы по формированию культуры поведения в старшем дошкольном возрасте», опубликованной в  сборнике УГПУ «Инновации в образовании», 2012.
В рамках реализации платных образовательных услуг автором была разработана дополнительная общеобразовательная программа детей и взрослых «Творческая мастерская  «Волшебная иголочка».  Данная программа строится на ознакомлении детей с искусством вышивки и создания народной куклы. При реализации данной программы дети овладевают навыками работы с тканью, иголкой. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики ребенка. В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики способствует наиболее лучшему овладению детьми родной речью. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает необходимость укрепления мышц кисти для наиболее качественного овладения письмом в школе.
Эффективность работы во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды. Л.С.Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...».
В процессе реализации поставленных целей и задач особое внимание уделялось созданию условий, стимулирующих активность ребенка, создающих возможность для успешного социально-коммуникативного развития.
Результатами успешной совместной деятельности с детьми стали:
международный конкурс  «Золотые ручки» (диплом лауреата) 2014;
Всероссийский творческий конкурс «Космический полет» (1 место), 2015;
Всероссийский «Открытый урок чтения», 2013;
IV межрегиональная специализированная выставка – конференция «Экология. Управление отходами», 2010 2014, 2015;
победители городского экологического конкурса «Цветы победы» в номинации «Поздравление цветами ветеранов войны и тружеников тыла»;
городской экологический конкурс  «В лабиринтах природы - 2014»;            городская экологическая акция «Вторая жизнь дерева», 2013, 2014; 
победители городского конкурса «Родники – 2015»,  (1 место в номинации «Общий зачет», 1 место в номинации «Лучшие результаты по благоустройству территории родников», 1 место в номинации «Лучшие результаты по итогам проведенных экспедиций по поиску и благоустройству новых родников», 2 место в номинации «Лучший иллюстрированный отчет») 2015;
участники городского фестиваля «ДО – школьная наука», 2015;
районный этап городского  конкурса «Юный архитектор», 2013;
участники районного Фестиваля здоровья, 2014,2015.
     Автор постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство путем участия в совместных мероприятиях и профессиональных конкурсах:
      городской научно-практический семинар «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»;
      форум  руководящих и педагогических работников системы образования по теме: «Развитие кадрового потенциала: психолого-педагогическая компетентность профессионала», 2015;
     районный фестиваля творческих возможностей педагогов «Большая перемена», 2015;
     победитель районного конкурса «Воспитатель года - 2016», 3 место, 2016.
     Педагогический опыт был обобщен  перед общественностью на разных уровнях:
перед коллегами в виде докладов и сообщений на педагогических советах   в МАДОУ – детский сад общеразвивающего вида № 479 «Берег Детства»;
     на городском семинаре в рамках реализации городской сетевой инновационной площадки «Модернизация системы общего образования в условиях введения ФГОС»  по теме «ИКТ как средство обеспечения взаимодействия участников образовательных отношений в познавательно-речевом развитии воспитанников МАДОУ № 479», 2014г.;
в городском конкурсе методических служб и объединений «Лучшая методическая служба года» - 2015.
Результаты педагогической деятельности были отмечены следующими наградами:
Благодарственное  письмо Администрации Учреждения (2013);
Благодарственное письмо отдела Образования Администрации Октябрьского района  г. Екатеринбурга (2014, 2015);
Почетная грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга, 2014.
Свою деятельность автор  считает соответствующей современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу, результаты работы – удовлетворяющими потребностям родителей и воспитанников.
Педагогом создан блог, на котором размещена информация для родителей, методическая копилка          irinam76.blogspot.ru


Заключение
Представленная система работы имеет положительный результат и рекомендована педагогам при формировании навыков культурного поведения у детей дошкольного возраста.
Данная система работы включена в проект социального партнерства МАОУ СОШ № 7.
Данный педагогический опыт работы может быть представлен педагогической общественности города посредством публикации материалов или проведении семинара по теме.



                                              

                                               Эссе на тему:
«Моя философия
дошкольного образования»
                  
«Воспитывать - значит возвышать ум и характер,
значит вести к вершинам.»
                                                                                                       Моруа Андре
   
        Как много на свете различных профессий! Каждая требует своих определенных знаний и навыков, каждая по-своему трудна и интересна. Как нелегко иногда выбрать ту самую профессию, которая будет действительно близка по духу и по-настоящему интересна, которая станет делом всей твоей жизни.
        В детский сад я пришла не случайно. На момент поступления на работу в детский сад я уже училась в педагогическом университете. Мне всегда нравилось организовывать игры с детьми, рассказывать им занимательные сказки, делиться с ними своими знаниями. Работая помощником воспитателя, я старалась каждую свободную минутку уделять общению и играм с детьми. Но вот закончилось мое обучение в университете, и я стала работать воспитателем.
        Не все и не сразу получалось так, как хотелось. Но шло время, и я многому научилась и многого достигла. Я поняла, что работать с детьми, значит уметь проживать детство с каждым ребенком, видеть мир их глазами, удивляться и радоваться вместе с ними, быть незаменимой, когда малышам нужна помощь. Очень важно вникнуть во внутренний мир каждого ребенка.
        Главный вопрос, который волнует всех: «Какой воспитатель нужен сегодня в детском саду?». А ответ на него, как мне кажется очень простой – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада.
        Дети как губка – впитывают и хорошее, и плохое. Поэтому воспитатель в детском саду учит понимать, что такое хорошо и что такое плохо, он нужен для того, чтобы наполнить их жизнь радостью, творчеством. Я считаю, что дети не должны чувствовать, когда у меня неприятности, какое настроение, им важны мои глаза, мои руки, мой голос, моё сердце! И вспоминаю, что я здесь для того, чтобы они были защищены и накормлены, могли учиться, всё делать сами, с ощущением, что здесь их любят и всегда ждут. Ведь самое наивысшее счастье научиться понимать и чувствовать каждого ребенка, стать для него другом и даже больше.
        Профессия воспитателя очень многогранна: он должен быть и художником, и певцом, и танцором, и актером, и чтецом, и скульптором и много кем еще. Меня всегда интересовал вопрос: «Неужели один человек может вместить в себе столько талантов?». И только начав работать воспитателем, я поняла, что это на самом деле возможно. Реализовывать в себе все скрытые таланты и возможности наиболее ярко мне помогает художественное творчество и театрализованная деятельность. В моей работе всегда присутствуют элементы занимательности, неожиданности, порой загадочности. Именно они помогают мне научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь применять полученные знания в новой ситуации. Они же пробуждают в детях активность, инициативу и стремление к действию. Ребята чувствуют себя раскованно, не боятся высказывать свое мнение, чувствуют себя свободно и легко.
        Мне кажется, что профессия воспитателя немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания. Я считаю, что для того, чтобы стать профессионалом своего дела, мало иметь высшее образование и квалификацию, необходимо постоянно самосовершенствоваться. Все свои знания, умения и навыки, весь свой талант я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше.
        Для того чтобы творческих идей было больше, педагог должен расти в своем профессиональном мастерстве, самообразовываться. В этом плане мне очень повезло, в нашем детском саду замечательные, творческие, активные педагоги. С ними легко и просто подготовить праздник, развлечения, открытые занятия и т. п.
        И конечно, главными помощниками в нашем нелегком труде являются родители воспитанников. Я всегда стараюсь найти общий язык с родителями, наладить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Мне кажется, что мне это неплохо удается. Почти всегда мне удается заинтересовать, научить, а порою и самой чему-нибудь у них поучиться.
        После первого выпуска в школу я часто встречаю своих воспитанников, и очень радует то, что ребята не забыли своего воспитателя, всегда здороваются и делятся своими успехами. На выпускном балу я впервые поняла, как трудно расставаться с теми, к кому ты так привык.
        Я полностью разделяю мнение  В. А. Сухомлинского, что «педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
        Понимаю, что действительно люблю детей. И тогда, когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются: «Я к тебе больше не приду!». Просто я их люблю, и поэтому я здесь!
        Мастерство педагога не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Если мы счастливы, наши дети учатся у нас быть счастливыми. Если мы несчастны, наши дети учатся быть несчастными. Исключений здесь не бывает.

  









Комментариев нет:

Отправить комментарий