Для Вас, родители

Возрастные особенности детей 5-6 лет


        Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:
        - продолжает активно познавать окружающий мир: он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии; его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним;
        - желает показать себя миру: он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения; иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками;
        - с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет;
        - готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе; постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности; в этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре: дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя;
        - стремится к большей самостоятельности: он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно;
        - очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры; продолжительность игр может быть уже достаточно существенной;
        - может начать осознавать половые различия, по этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов;
        - начинает задавать вопросы, связанные со смертью; могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

        - с уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления; различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения;
        - поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества;
        - быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать;
        - обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее;
        - обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы;
        - постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи;
        - помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию; делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую;
        - по возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов, отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя, уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему;
        - на вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями: помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность;
        - помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Профилактика простудных заболеваний и закаливание в дошкольном возрасте
   Осень – опасное для здоровья Вашего ребенка время года. В период эпидемий вирусов гриппа и задолго до него родители должны побеспокоиться о том, чтобы организм   ребенка был неуязвим к сезонным простудам и воздушно-капельным инфекциям. Лучшее средство предупредить простудные заболевания для детей дошкольного возраста – это профилактика болезней, которая должна проводиться круглогодично.
К самым действенным способам профилактики простуды относят следующие процедуры:
- Закаливание. Этот способ является самым доступным. Родителям не стоит пугаться этого чудо-метода, предполагая обливание их детей ледяной водой или хождение босиком по снегу, совсем нет! Для детей старше трех лет вполне достаточно открытой дома форточки (независимо от времени года), небольших сквозняков, босоногое передвижение по паркетному полу, умывание рук и личика прохладной водой, прогулки под дождями (летние дожди – идеальный вариант), зимой подойдут активные игры на улице, предполагающие валяние в снегу. Таким образом, иммунитет малышей будет повышаться, а высокий иммунитет - это то, что будет защищать Вашего ребенка в зимнюю пору.
- Прохладный душ. Все дети без исключения любят понежиться в теплой ванной, наполненной пеной и любимыми игрушками. Но для более эффективного закаливания стоит чередовать принятие теплых ванн с прохладным душем, а еще предпочтительней для детей дошкольного возраста – обливание водой бодрящей температуры. Если Вы побоитесь обливать ребенка прохладной водой сразу – рекомендуется начинать с примитивного обтирания тела ребенка тряпочкой, смоченной в слегка теплой воде. Постепенно понижая температуру воды, Вы приучите ребенка спокойно воспринимать подобного рода процедуры.
- Другой эффективный метод профилактики заболеваний – пребывание на свежем воздухе. Многие родители заблуждаются, полагая, что комфортная солнечная и безветренная погода идеальна для прогулок с детьми на свежем воздухе. Организм ребенка должен быть подготовлен к любой погоде, будь то дождь, снег или жара. Поэтому, родителям следует взять на вооружение ежедневные прогулки со своими малышами в любую погоду (конечно, не стоит усердствовать в случае урагана, ливня или температуры за окном в +/- 30 градусов). В любое другое время прогулки пойдут ребенку на пользу, главное – одеться по погоде.
- Правильное питание. Растущий организм детей требует много витаминов и полезных веществ, которые являются основными составными хорошего иммунитета, поэтому рацион малышей должен быть хорошо продуман. Обязательными продуктами, входящими в меню Вашего чада, должны стать овощи, фрукты, крупы, рыба, мясо и молочные изделия, которые содержат так много полезных элементов, необходимых для нормального функционирования человеческого организма. Вредное питание, к которому относят чипсы, сухарики и газировку, негативно влияет на развитие юного организма, развивают болезни кишечника и желудка, приводят к ожирению.
- Дополнительная профилактика. Без сомнений, следуя вышеуказанным методам укрепления иммунитета, Вашим детям будет намного проще пережить зимние холода, но, стоит не забывать, что каким крепким бы иммунитет не был, от воздушно-капельных инфекций в период эпидемий никто не застрахован. В разгар учащенных случаев заболевания гриппом и ОРВИ малышам следует проводить особую профилактику: стоит отказаться от посещения мест массового скопления людей, чаще мыть руки в прохладной воде с мылом, смазывать основания ноздрей вазелином или оксалиновой мазью, соблюдать гигиену помещения, в котором находится Ваше чадо.
    В случае заражения ребенка дошкольного возраста респираторной инфекцией следует запомнить, что в подобные периоды ребенку лучше отказаться от посещения детского дошкольного заведения. Временный отказ от посещения садика связан со свойством вирусной инфекции - передаваться в воздушном пространстве. Больной ОРВИ или гриппом ребенок, посещающий учебное заведение, может стать источником заражения остальных детей в группе.
Родители, откладывающие на потом визит ребенка к врачу, должны знать, что осложнения респираторных заболеваний смертельно опасны для малыша. В условиях мутации штамма вируса гриппа осложнения стали приобретать все более широкий диапазон: теперь запущенный грипп может перерасти в бронхит, гайморит, отит, синусит и даже в воспаление почек.
При появлении первых симптомов инфекции следует срочно обращаться к отоларингологу в детскую поликлинику, пройти обследование, сдать анализы и получить рецепт, придерживаясь которого, Ваш ребенок скорее пойдет на поправку

Семейные традиции

       Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием.
1. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.
2. В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями.
3. Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни — разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.
     Существует много литературы по воспитанию детей, о взаимоотношениях в семье молодого и старшего поколения и много еще разной литературы. Думаю каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые мои дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.
Семейные традиции — это...
      Духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
     В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.
      Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
      Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.
       То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.
     Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого...
 Чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий "золотой" подарок.
 А еще семейные традиции и ритуалы:
·         позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;
·         дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
·         настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
·         создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
·         позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки!
 Не забудьте только три главных правила:
·         повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
·         традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
·         можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.
      У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен.

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

      Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.
     Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
     Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев.
     Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим и… очень вкусно пахнет!
      Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.
 Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций:
     Разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета.
     Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!
      День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!
     А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.
      Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.
     Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
     Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

Как организовать семейный досуг
      Сколько времени Вы обычно проводите вместе со своим ребенком? Или стараетесь отправить его на выходные к дедушкам и бабушкам? Или предоставляете ему возможность самостоятельного времяпровождения? Так ребенок станет самостоятельней — считают многие родители. Только пусть потом не удивляются, что их чадо может сдружиться с дурной компанией или найти увлечение, которое им придется не по душе.
     Кто-то из родителей наивно полает, что если их ребенок все свободное время проводит перед экраном телевизора или за компьютером, то вырастет тихим и домашним. И опять же заблуждаются. Вы же не знаете, какие фильмы и передачи он смотрит, в какие он играет компьютерные игры в Ваше отсутствие. Так что пусть для Вас не будет открытием, что спустя несколько лет Вы утратите со своим подросшим чадом тонкую нить взаимопонимания. Так что не теряейте времени даром и старайтесь посвящать общению с ребенком больше свободного времени. Эти минуты, часы, дни не пройдут понапрасну - будьте в этом уверены! Даже если вы много работаете и не успеваете уделить достаточно времени детям в рабочие дни, выходные нужно полностью посвящать семье. Это очень важно для детей, таким образом, у них есть понимание того, что для них тоже есть место в жизни родителей, что их любят и о них помнят.
А мы предлагаем интересные и необычные варианты провести выходные.

Способ 1. Поездка за город
Свежий воздух полезен и летом, и зимой. Поэтому длинные выходные – это прекрасная возможность выбраться за город. Если у вас есть теплая дача, то не позволяйте зимним морозам остановить вас, ведь там раздолье для самых разнообразных совместных игр: на природе можно и побегать, и поиграть в снежки, и снеговика слепить, и на лыжах покататься. А еще можно шашлык пожарить. А потом прийти домой с мороза и пить горячий чай с печеньем.
Ну а если выехать вам некуда, совершайте совместные прогулки. В парк, на улицу или в зоопарк. Здесь тоже можно играть, кормить белок орешками или кататься на коньках – во многих парках сейчас есть катки, где можно и коньками напрокат обзавестись.
Помните, дыша свежим воздухом, общаясь с близкими и наслаждаясь совместным отдыхом, вы отключаетесь от рабочих проблем, расслабляетесь и заряжаетесь силами на следующую неделю.
Способ 2. Посещение аквапарка, парка аттракционов
Аквапарк или парк аттракционов – это замечательный вариант совместного отдыха. Купив билеты, вы можете в аквапарке провести весь день. Здесь есть горки, огромное количество разнообразных бассейнов и аттракционов, кафе, где можно перекусить, – что может быть веселее? Здесь найдется развлечение и для взрослых, и для детей. Однако не следует забывать и о безопасности: ни в коем случае не оставляйте младших членов вашей семьи без присмотра, ведь вода – это не только место для игр, но еще и источник опасности, особенно, если ваш ребенок не очень хорошо плавает. Если вы решили провести день с семьей, старайтесь все делать вместе.
Способ 3. Поход в кино, на выставку или в планетарий
Отличный способ хорошо провести время и узнать что-то новенькое – совместите приятное с полезным. И детям, и взрослым будут интересны экспозиции зоологического музея, выставки игрушек, восковых фигур или прикладного искусства. Да и поход в планетарий еще никто не отменял: рассмотреть Солнце, планеты и полюбоваться звездным небом будет очень захватывающе и познавательно. Только о билетах лучше позаботиться заранее: например, в планетарии их нередко нет уже в начале недели. Ну и, конечно же, наше любимое кино еще никто не отменял, главное – выбрать тот фильм, а лучше - мультфильм, который придется по душе всем членам вашей семьи. 

Способ 4. Домашний праздник
Ну а если вам не хочется покидать свой любимый дом – не беда! Праздник можно устроить и дома. Главное – сделать это всем вместе. Можно устроить праздничный ужин, а к приготовлению его привлечь всех членов семьи: дети, например, могут мыть овощи и красиво раскладывать их на тарелку, также им можно доверить смешивать несложные соусы, мужчине поручите приготовление салатов, а за вами останется основное блюдо. Еще один вариант – совместная лепка пельменей, это просто и очень весело. Пригласите гостей, чтобы было веселее готовить и пробовать совместные кулинарные шедевры.Не хотите возиться с едой, устройте кукольный театр: немного фантазии - и ваше домашнее представление вызовет бурный восторг у ваших детей.
Способ 5. Активные игры и спорт
Один из вариантов совместного времяпровождения для всей семьи — активные игры (желательно на свежем воздухе) и занятия спортом, которые помогут не только весело и интересно провести свободное время, получить заряд энергиии, но и привить ребенку здоровый образ жизни. Желательно сделать занятия спортом регулярными, но не обременительными ни для ребенка, ни для Вас самих. Чрезмерные нагрузки могут негативно сказаться на успеваемости ребенка в школе, так что не переусердствуйте. Очень важно выбрать такой вид спорта, который будет по душе каждому члену семьи. Например, волейбол, баскетбол, катание на коньках и велосипедах, плавание, фитнес. Любого малыша заинтересуют те виды спорта, которые имеют интересное название и предполагают не менее интересное времяпровождение, например, айкидо, - борьба, прекрасно подходящая как для мальчиков, так и для девочек. Это один из немногих видов борьбы, в котором каждый ребенок сможет выразить себя, научится умению постоять за себя, достижению внутренней гармонии, а при желании и таланте, сможет достичь больших результатов.
Способ 6.Настольные игры
 Бывают вечера, когда нет ни малейшего желания выходить из дома, и хочется скоротать это время в уютной теплой остановке, в окружении родных и близких. Только это не значит, что папа будет весь вечер увлечен чтением газеты, Интернетом или телевизором, а мама занята на кухне, в то время как их малышня будет скучать без дела и капризничать. На этот случай есть немало занятий, которые способны увлечь всю семью, а кроме того, развивающих фантазию и мышление. Например, настольные игры, выбор которых весьма разнообразен. Причем можно подобрать как чисто мужские игры на спортивную, военную и техническую тематику, так и более женские, с творческим, кулинарным и хозяйственным уклоном. А развивающие и познавательные семейные настольные игры доставят удовольствие всем членам семьи. Кроме того, это отличная возможность узнать своих детей лучше, взглянуть на их творческий потенциал под другим углом и сделать упор на развитие этих способностей.
Способ 7. Домашняя мастерская
Хорошо, когда у всех членов семьи — от малышни до взрослых — есть какое-то общее увлечение. Это во-первых, поможет понимать друг друга с полуслова, проводить больше времени вместе и не позволит вам скучать, даже серыми скучными дождливыми вечерами. Если в семье дочка, можно заняться кулинарией, рукоделием, изготовлением мыла ручной работы, бисероплетением, вязанием, вышиванием, да мало ли еще девичьих дел?! А если в вашей семье подрастает сынишка, можно заняться моделированием или конструированием, плотницкими работами, наконец. А рисование и лепка нравятся, наверное, почти всем детям. На просторах Интернета можно найти всевозможные мастер-классы по различным рукоделиям. Если еще подключить фантазию, можно создать удивительные работы. И не исключено, что когда-то ваше совместное семейное увлечение перерастет в фамильный бизнес.
     Можно ссылаться на все, что угодно: нехватку времени, дела, проблемы, мешающие проводить больше времени со своим малышом. Однако, как утверждают психологи, на общение с ребенком следует выделять как минимум час - два в день, чтобы он чувствовал привязанность и любовь родителей, а тонкая нить взаимопонимания между двумя поколениями не истончалась с годами. Время и желание на совместное времяпровождение со своими детьми можно найти всегда: совместные игры, отдых, посещение культурно-развлекательных мероприятий, даже просмотр интересного фильма или телепередачи очень сближает, помогает проникнуться всеобъемлющим чувством семейственности, учит лучше понимать друг друга, помогает разрешать семейные конфликты.



 Значение чтения художественной литературы детям


     Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
     Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого) и чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения). Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а, постепенно возникая в жизни малыша, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.
Первое знакомство с книгой

     Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. Но этот вид чтения не теряет своего значения и тогда, когда ребенок начинает читать сам, и когда он уже научился достаточно бегло читать. Поэтому наши рекомендации о чтении вслух пригодятся и тем, кто только начинает читать книжки своему малышу, и тем, кто уже познакомил своего ребенка с азбукой, и тем, чей отпрыск уже налаживает собственные отношения с книгой.
     Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения.
     Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящим в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.
     Такое чтение в первую очередь - это общение (причем напоминать об этом необходимо только взрослым: для детей это и так непреложная истина). Это ваш разговор с малышом, это диалог с автором произведения. И поэтому не стоит отказываться от совместного чтения вслух, когда ребенок научился читать самостоятельно: продолжайте ему читать сами, читайте по очереди, внимательно слушайте, как он читает, привлекайте к чтению вслух других членов семьи.
     Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится только при выполнении ряда условий.
     Первое – необходимо не только воспроизводить текст, т.е. произносить его вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Причем для взрослого эта задача раздваивается: он находит в прочитанном тексте что-то свое, интерпретирует его с высоты собственного жизненного опыта и в то же время старается создать ситуацию понимания или эмоционального отклика для слушающего его ребенка. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен писал об этом феномене восприятия детской литературы взрослыми: «…я точно решил писать сказки! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Совместное восприятие произведения художественной литературы, его осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного: чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле, знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций…
Культура чтения – это важно!

     В период опосредованного чтения ребенок учится у взрослого читательскому мастерству. Малыш вместе с мамой обращает внимание на обложку книги, где сообщается ее название и имя автора (так часто мы потом сетуем, что дети читают, не обращая внимание на название произведения, не запоминая фамилию автора). Мама учит его разглядывать картинки, обращает внимание начинающего книголюба на то, что их создал художник, а некоторые детские писатели сами делали иллюстрации к своим произведениям, например, Е. Чарушин был не только автор прекрасных произведений о мире живой природы, но и яркий живописец-анималист. Именно в этот период совместного со взрослым чтения у ребенка закладываются основы культуры чтения: бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении).
     Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для опосредованного чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).
Как долго нужно читать вслух?

     Некоторые рассуждают так: если научился читать, пусть читает сам. Это неверно. Еще только начиная читать (именно читать с листа, а не рассказывать) своему малышу, вы уже готовите его к непростой деятельности – самостоятельному чтению (а заодно и к письму), в основе которого лежит восприятие письменной речи.
     Дело в том, что устная (разговорная) и письменная (книжная) речь серьезно отличаются. Читая вслух выразительно, с правильной интонацией, эмоционально, вы готовите ребенка к тому, как он сам будет учиться строить фразу, интонационно ее оформлять. Чем «правильней» в этом смысле будет ваше собственное неторопливое чтение, тем больше шансов, что и у малыша не будет проблем с тем, чтобы сначала научиться читать выразительно, а потом и правильно ставить знаки препинания (именно они отражают интонацию на письме), писать окончания слов (так он не будет их глотать при чтении) и т.д. Именно поэтому не стоит прекращать читать вслух уже казалось бы хорошо читающему ребенку. Читайте с ним по очереди, устраивайте семейные чтения – не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом.
Шаги к творчеству

    Последним выделенным нами видом чтения станет чтение творческое, которое и является основным средством развития ребенка: развития его речи, воображения, способности к восприятию художественной литературы. Мало читать ребенку книжки или создавать условия для формирования круга его самостоятельного чтения. Важно подготовить малыша к встрече с миром художественной литературы – миром вымысла, фантазии, воплощенных в словесных образах. Как сделать так, чтобы застывшие звуки стихотворения «оживали» перед глазами при чтении? Ответ один: нужно научить его творчеству читателя. Начинать развитие таких творческих способностей необходимо с периода опосредованного чтения и не прекращать эти упражнения и в период формирования самостоятельного.

Итак, с чего же начать?
     Картинки в книжке... Для маленького читателя (точнее – слушателя, так как речь идет о крохе, еще не умеющем читать) картинка в книжке – обязательное условие: это зрительная опора для восприятия услышанного им словесного образа. Важно не только обращать внимание малыша на то, кто изображен на картинке, но и учить его обращать внимание на детали, на цветовое решение иллюстрации (это касается детей постарше – 4-5 лет), на то, как художник передает настроение героя (например, печальная Аленушка или испуганный заяц). Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного. А еще по картинке можно и пофантазировать. Но самое интересное – это создавать собственное творение на бумаге, из пластилина, природных материалов и иллюстрировать ими художественное произведение. Развивая у ребенка интерес к художественному творчеству, мы способствуем развитию его фантазии, умению формировать замысел и находить форму для его воплощения, способности находить самостоятельное решение образа, воплощаемого им в красках или пластилине.
     Творческое отношение к процессу чтения должно формироваться и на интонационном уровне. Предлагая ребенку различные варианты прочтения одного и того же стихотворения (весело, задумчиво, возмущенно), вовлекая его в эту игру интонаций, мы учим его воспринимать интонационную, эмоциональную сторону художественной речи, без чего, например, невозможно полноценное чтение лирических стихотворений. Очень важно сохранить и развивать эту способность младенца воспринимать различные оттенки интонационной окраски речи, учить его передавать голосом различные эмоции. Помните наши прибаутки и потешки, которые мамы и бабушки активно используют, чтобы успокоить или отвлечь малыша? Кроха еще не понимает ни слова, но уже реагирует на интонацию. Так же малыш, которому исполнилось несколько месяцев, воспринимает и чтение стихов – даже совсем не детских: он затихает и прислушивается, внимая ритмической речи.
     Предлагая малышу «разыграть» какую-нибудь сказку, мы развиваем способности, связанные с творческим осмыслением и драматическим воплощением текста. Инсценировать художественное произведение можно, используя для этого кукол и игрушки (это для маленьких – тех, кому нужна зрительная основа), а можно только голосом (читая «по ролям»). С детьми постарше имеет смысл попробовать поставить мини-спектакль. И кукольная постановка, и воплощение роли самим ребенком должны строиться по всем правилам театрального искусства: обсуждение мизансцен (кто где стоит, куда идет, как действует), разработка декораций и костюмов, работа над созданием характера героя – как он говорит, как ходит, как смотрит. Этот вид творчества – один из самых сложных, но и один из самых привлекательных для детей, так как в его основе лежит игра. Сложность же заключается в том, что у ребенка еще очень небольшой опыт наблюдений человеческих взаимоотношений, ему очень сложно простроить пространство разыгрываемой сказки. Но нужно отметить, что игра «в театр» во многом как раз и направлена на развитие этих способностей у ребенка.
     Творчество читателя формируется не только во время чтения книг. Богатое воображение «собирается» постепенно из самых разных впечатлений, которые остаются у маленького человечка от прогулок в лесу, от посещений театра или выставки, игр на улице и дома, наблюдений за животными, общения с окружающими, переживаниями…
     Писатель создает мир силой воображения, рассчитывая на дальнейшее сотворчество своего читателя. Мир маленького ребенка подобен такому миру фантазии, сказке – нужно только постараться его увидеть и услышать: увидеть, как «шепчутся» два дерева, стоящие рядышком, как кастрюля похожа на шлем космонавта, услышать историю, рассказанную старым чемоданом, или песенку ручейка. Фантазируйте и сочиняйте, учитесь этому у великого сказочника Г.-Х. Андерсена и учите этому своих детей. Творчество, навеянное чтением, может быть каким угодно. Главное – чтобы за то время, пока вы читали книжки ребенку, у него сформировался устойчивый интерес к такой игре «по мотивам» прочитанной книжки. Важно потом, когда он начнет читать сам, поддерживать этот интерес к рисованию, придумыванию, разыгрыванию и фантазированию, потому что чтение художественной литературы должно быть в первую очередь удовольствием.

Книжки добрые читать
Все родители время от времени покупают своим детям книги. Но, выбирая их в современном книжном магазине, немудрено растеряться среди разнообразия детских изданий. Одни родители предпочитают покупать модные новинки, другие – осторожничают, выбирая для своих детей классику, на которой воспитывались сами. А есть категория родителей, которые вообще не задумываются над этим и покупают что придется или не покупают вовсе.
     Остановимся подробнее на старых добрых книгах. Почему же они до сих пор востребованы и любимы современными детьми?
     Безусловно, советские книги были написаны талантливыми писателями и поэтами, уважающими и любящими маленького читателя и воспитывающими в нем личность. Язык этих книг понятен каждому малышу. Они пробуждают в детских сердцах доброту, глубоко и надолго западают в умы и души детей. Ненавязчиво и с интересом они учат противостоять глупости, злу и расчету. Героям этих произведений хочется подражать.
     А иллюстрации! Вы помните те добрые рисунки, черно-белые и цветные, которые можно было рассматривать по многу раз и каждый раз находить что-то новое. Всем нам известны такие замечательные художники-иллюстраторы, как В.Лебедев, Ю.Васнецов, Е.Чарушин, Е.Рачев, А.Савченко, В.Сутеев и др. Они очень разные, и у каждого из них особый творческий подход, но их рисунки не только полностью раскрывают содержание книги, они очень красивы, понятны и привлекательны для любого читателя.
     Советские книги издавались долго и тщательно огромными по современным меркам тиражами, стоили недорого, и все равно их на всех не хватало. А сейчас тиражи снизились вместе с качеством подготовки книг, зато значительно увеличился ассортимент и количество издающих организаций. К сожалению, нынешние издатели делают ставку не на качество, а на количество, поэтому, несмотря на яркое разнообразие детских книг, родителям приходится быть начеку. Ведь среди всего этого книжного изобилия довольно трудно выбрать по-настоящему хорошую книгу.
     Самая острая проблема современной детской литературы – тот факт, что в книгах сейчас практически не встретишь талантливых поэтов, уважающих своих читателей. Как вам понравится такое стихотворение:
На крыльце хвалился гусь:
Никого я не боюсь.
Если только захочу –
Индюка я растопчу.
А козе-то, га-га-га,
Обломаю я рога.
Утоплю свинью в корыте –
Вы со мною не шутите.
     Чему это стихотворение может научить маленького ребенка? А сколько еще выпускается нескладных жестоких и непонятных для малышей стихов! Если издательства и дальше будут печатать все без разбора, рано или поздно настоящая поэзия просто исчезнет, так и останется «в столе».
     Сейчас практически любой человек может что-то написать и издать. Поэтому зачастую «писателями» становятся люди, далекие от детей и их интересов. Однажды в тонкой книжечке для малышей современного автора среди нескольких рассказиков о том, как вести себя ребенку в проблемной ситуации, попался один под названием «Кто что делает?» Вот небольшой его отрывок: «Митя и его любимый зайка на полу сидят, мешочки на коленках держат. Митя уже свой мешочек развязал. Что в нем, как ты думаешь? Мама сидит в большом, мягком кресле и разговаривает по телефону. Аня мешает маме. Она кричит: «Дай мне трубку, дай!» Громко кричит! Мишка за кресло спрятался. Он не любит, когда Аня кричит и капризничает». Согласитесь, весьма неприглядная семья. Во-первых, каждый занят своим делом. Почему бы не рассмотреть ситуацию, когда мама и дети что-то мастерят вместе? Во-вторых, получается странная мама: не понятно, сколько времени она уже проговорила по телефону и долго ли собирается еще говорить? В-третьих, бедная Аня – наверное, она уже целый час плачет, но мама не обращает на нее внимания, к тому же Аня еще и мешает маме! Разве можно здесь говорить о детской психологии и педагогике?
     Остановимся на еще одной проблеме современных книг. Сейчас распространена практика печатать тексты для детей в сокращении. С одной стороны, это правильно – ведь малышу еще тяжело уследить за ходом длинного повествования. Но с другой, адаптация – это не бездумное кромсание текста. А когда из рассказов и сказок убираются «ненужные мелочи» и заменяются безвкусными и «упрощенными» иллюстрациями, в итоге получаются какие-то обрывки сюжета, порой искаженные до неузнаваемости.
     Сегодня много действительно хороших, красочно и грамотно проиллюстрированных книг, да и возможности современных типографий позволяют выпускать книги на высшем художественно-полиграфическом уровне. Но все же к иллюстрациям в детских книгах тоже есть некоторые замечания. Хотелось бы, чтобы крокодил был похож на крокодила и был бы зеленого цвета, а не оранжевого. Бывает, художники рисуют очень сухо, схематично и однообразно, а бывает наоборот – слишком ярко, приторно и навязчиво, в то время как иллюстрации в детской книге должны помогать ребенку накапливать знания об окружающем мире, стимулировать развитие интереса, воображения, пробуждать в ребенке его творческие способности, давать пищу для размышлений.
     Поэтому, уважаемые родители, давайте внимательно выбирать литературу для наших детей, скрупулезно изучая содержание и оценивая оформление, чтобы не допустить возможной встречи детей с второсортными книгами. Ведь от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Уже говорилось о том, что сейчас довольно сложно найти книги новых талантливых авторов, но, к сожалению, похожая ситуация складывается и с художниками-иллюстраторами. Очень хотелось бы, чтобы иллюстрации отражали сюжет произведения, а не были бы самостоятельной фантазией художника.
     Ведь иллюстрированная книга – это фактически окно в мир для малыша, она дает представление об окружающем мире, будит воображение и творческие способности ребенка, дает пищу для размышлений.

Приемы активизации детской любознательности

      Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса - формирование познавательного интереса.
      Познавательный интерес - это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации - эмоциональный фактор (нравится - не нравится) и волевой (хочу - не хочу).
      Ребенок, у которого познавательный интерес сформирован хорошо, усваивает знания самостоятельно. Если же познавательный интерес ребенка не сформирован примите несколько рекомендаций:

1. Не мешайте ребенку усваивать знания самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор.

2. Познавательный процесс интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома пройденный в детском саду материал. Пусть ребенок сам организует свой познавательный процесс дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.

3. Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Объясните необходимость тех или иных знаний ребенку.

4. Покупайте интересные книги, справочники по разным сферам деятельности. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

5. Не спешите облегчить труд ребенка (сделать за него домашнее задание, потребовать от воспитателя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Познавательный процесс должно быть трудным, но посильным.

6. Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.

7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи. Это не способствует повышению мотивации.

8. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к чему-либо связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.

11. Помните: если ребенок проявляет нежелание усваивать новый материал - это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.



12. В развивающую среду должен входить следующий показательный материал:
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- былины, мифы, легенды;
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры - лото, пазлы;
- настольные игры - домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

       Помните необходимо создать атмосферу доброжелательности и принятия ребенка независимо от его успехов в детском саду. Поощряйте любые достижения, помогайте в решении проблем, с которыми ребенок не справляется самостоятельно. Следите за тем, чтобы ребенок был принят в группе сверстников. Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности. Если возникли проблемы, с которыми вы не справляетесь самостоятельно, вовремя обращайтесь к специалистам: педагогам, врачам, психологам. Главное, чтобы всё то, что вы делаете вместе с ребёнком, было ему интересно, доставляло удовольствие и радость познания.

Отец в воспитании ребенка

     В нашем обществе так сложилось, что в основном воспитанием детей занимается женщина, отцу же ближе и привычней статус «добытчика» в семье. Однако роль его в воспитании ребенка огромна.
     Мировосприятие малыша напрямую зависит от примера, подаваемого родителями – как матерью, так и отцом. Общение с папой происходит у ребенка в ином формате – с ним он чувствует себя совсем не так, как с мамой, и своих целей добивается уже другими методами. 
    
     Очень важны общество и любовь отца для мальчика.
     Воспитывая сына, отцу важно не переусердствовать с проецированием на ребенка своих детских нереализованных (и реализованных тоже) стремлений и увлечений. Часто можно заметить, что если папа в детстве и юности серьезно занимался, к примеру, вольной борьбой, то и сына с раннего детства он определяет в соответствующую секцию.
     Нужно помнить, что дети – это не ваше продолжение, это отдельные личности, со своими заложенными талантами и интересами. И, если интересы ребенка не совпадают с вашими увлечениями, не следует идти «на абордаж» и заставлять малыша заниматься тем, что ему неприятно. Человеку практически невозможно достичь успехов в отрасли, которая ему не нравится – напротив, можно вызвать лишь еще большее неприятие.
     Если ребенок занимается делом, которое ему не по душе, вряд ли оно у него будет хорошо получаться. Некоторые отцы в таком случае начинают критиковать детей, тем самым с детства прививая различные комплексы. Малыш может начать думать, что он ни к чему не способен, раз папа недоволен его достижениями.   
      Для ребенка гораздо важнее одобрение папы, чем его поправки и указания. Поэтому поспособствуйте тому, чтобы ваш малыш занимался тем, что ему нравится, и в чем он, соответственно, будет преуспевать и сможет в полной мере творчески раскрыться.
     Не нужно требовать от мальчика слишком многого. Ребенок не становится «настоящим мужчиной» только по факту своей принадлежности к мужскому полу. Процесс этот происходит, если малышу есть, с кого брать положительный пример.
     Брать пример с человека, в обществе которого мальчик чувствует себя неприятно, он не будет. Если папа всегда раздражителен и нетерпелив, ребенку будет неловко не только рядом с ним, но и рядом с другими мужчинами и мальчиками. Как следствие, он будет больше тянуться к матери, перенимая ее интересы и манеры.
      Отцу не следует корить ребенка, если он заплакал, принуждать его к занятиям спортом или стыдить, если его заинтересовала игрушка «для девочек».
     Очень хорошо, если папа получает удовольствие от совместно проведенного с сыном времени. Ребенку полезно оставаться наедине с отцом дома, без присутствия мамы, либо гулять с ним вдвоем, иметь общие маленькие «мужские секреты».
    
     Не меньше мальчиков в отце нуждаются девочки. Если сыну папа необходим как пример для подражания, дочери его одобрение помогает формировать уверенность в себе, оценить и развить свое обаяние и женственность.
     Если дочь сделала что-то красивое своими руками, достигла каких-то успехов, или просто показывает папе новое платье – ему не стоит скупиться на похвалу. Когда же девочка подрастет, следует дать ей понять, что для папы важно и ценно ее мнение, и он иногда нуждается в ее советах. Для уже взрослой девочки очень важно, чтобы отец хорошо относился к ее друзьям – мальчикам, даже если он не считает их подходящими для своей дочери.   
     С раннего детства девочка ценит в отце положительные и благородные качества, что подготавливает ее к взрослому миру, состоящему наполовину из мужчин. Парни, с которыми она будет дружить, и тот, кого она полюбит, а также будущая замужняя жизнь во многом будет зависеть от отношений с отцом.
      
     Если у папы не получается выделить на общение с ребенком больше, чем пару часов – не критично; главное – дать за это время столько тепла, внимания и любви, чтоб малышу его хватило надолго.
     Главным фактором общения папы дочерью или сыном является уважение мнения ребенка. Грубая насмешка над малышом способна нанести серьезный удар по его психике и уверенности в себе. Если подобное происходит регулярно – ребенок может замкнуться в себе, избегать общения с отцом, затаить на него обиду.
     Насмехаясь над ребенком, отец заставляет его чувствовать себя униженным и слабым, поэтому делать это ни в коем случае не следует.
     Часто папы практикуют активные и бурные игры со своими детьми; дети, как правило, тоже от них в восторге. Однако не стоит забывать, что психика малышей легко возбудима, и подобные бурные мероприятия способны даже повлечь за собой ночные кошмары.
     Папам нужно учитывать, что во время чрезмерно активных игр ребенок 2х – 4х лет легко теряет контроль над такими чувствами, как страх или любовь. Также маленькие дети нечетко различают выдумку и реальность. Если папа изображает монстра или дракона – малыш способен серьезно испугаться, для него это очень яркое переживание. Поэтому активные игры могут быть только недолгими и добродушными, без проявлений даже наигранной агрессии. Если ребенок слишком перевозбудился – игру следует прекратить и отвлечь внимание малыша на что-то более спокойное.
    
     Вырастить самостоятельного полноценную личность без участия папы очень сложно – в независимости, девочка это, или мальчик. Забывать об этом не стоит родителям, к примеру, в случае расставания. Хорошо, если папа все равно останется папой малыша, а его несложившиеся отношения с мамой минимально отразятся на ребенке. Перед разводом желательно обсудить все спорные моменты – кто и сколько будет общаться с общими детьми и т.п., а после – постараться остаться друзьями, а главное – внимательными и любящими родителями.
    Все вышеизложенное является лишь неполным перечнем факторов влияния отца на воспитание своего ребенка. Существует также много на первый взгляд незначительных моментов, которые с помощью папы могут вылиться как в приятные детские воспоминания, так и в обиды и серьезные комплексы.
     Папа не должен забывать, что воспитание является одним из  проявлений любви, и, построенное на внимании и участии, оно обязательно принесет добрые и щедрые плоды.

Воспитание чувств

     Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?
     Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребенка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребенок с рождения – индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш рассмеется, другого доведет до слез. Некоторые дети отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создает множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к ребенку. И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становится наше поведение в таких ситуациях.
      Первый, самый поучительный вывод
     - Воспитание чувств у ребенка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаем, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаем какую-то ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведем себя непосредственно, искренне – лучший воспитатель чувств.
     Второй поучительный вывод
     - Чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше.
     Неверно утверждение, что «чувствам придет свое время, такой маленький ребенок все равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребенок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребенок дог той поры общался с детьми в яслях, в песочнице, у родственников и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был еще не достаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребенка, восприятия его как настоящего партнера. Да и понятие будущего для ребенка в этом возрасте слишком туманно – и отсюда естественный «эгоизм» этого периода. Ребенок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой вещью, потому что возможность получить ее обратно ему не ясна. Отдавая ее другому ребенку, он как бы теряет ее навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию о вещах, времени и об отношении людей к нему самому.
     Третий поучительный вывод
     - Надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем, что имеешь!
    Надо помнить, что недостаточно любить ребенка и заботится о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять симпатию. Если мы сами способны на это, то легко научим и своих детей и внуков.
     Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.
     Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь это не за награду, а просто так – из любви.
     Воспитание чувств – отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь – означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушать ему, что иногда придется и жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути – угощение своим шоколадом или конфетой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.
     Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще не постоянна и неглубока, ссоры – обычное дело. Но именно эта ранняя дружба – основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже. Хорошо играть с другими детьми – означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни – удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто больше сделал, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести с вою лепту. Один делает одно, другой – другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.
     Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном не6исчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за общим столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычайно важна для воспитания ребенка.
     Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок перенимает не только наши слова, но и наши убеждения. Он всерьез гневается или вальяжно рассуждает, тает от нежности или строго критикует, встает в гордую позу или опускает от безысходности руки. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. На удивление быстро можно вызвать враждебное отношение к одному из членов семьи, если произошли серьезная размолвка, развод и подобные события. Добрая бабушка за несколько дней станет чужой тетей только потому, что ребенок принял сторону матери, которая поссорилась с бабушкой. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.
     В процессе совместной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Рядом с нами ребенок узнает о взаимоотношениях людей, перенимает и упражняется в них. Поскольку ничто в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.
     Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, - недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.
     Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать – пагубно.
     Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного, целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.


                        Мы на свет родились,
                            Чтобы радостно жить,
                            Чтобы вместе играть,
                            Чтобы крепко дружить.
                            Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

                            Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.


4 комментария:

  1. Очень интересно и поучительно! Много нужной и полезной информации.
    Спасибо большое, обязательно возьму себе на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна! Очень рада, что Вас заинтересовала данная информация. Если возникнут вопросы или будет необходима консультация по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка, не стесняйтесь задавайте вопросы, я на них отвечу с большим удовольсьвием.

      Удалить
  2. Постоянное проведение консультаций для родителей - добрая традиция воспитателей, учит нас ответственности и чему - то новому, отвечает на наши молчаливые вопросы) ПОмогайтте нам еще, Ирина Николаевна.
    Назарова Елена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Александровна! Очень рада, что размещенная здесь информация Вам помогла лучше понять своих детей. Буду рада помочь Вам в любой момент.

      Удалить